celicia_a: (Мадам Виктуар)
[personal profile] celicia_a
Из вступления к альбому  "Беларускае народнае адзенне", Мiхась Раманюк, 1981 г. Перевод с белорусского мой.

"Среднеконтинентальный климат белорусского края требовал относительно теплой и закрытой одежды. Материал для него давало местное сырье – лен, реже конопля, в натуральном и полунатуральном сельском хозяйстве – шерсть, сотканные в домашних условиях, на кроснах. Красили природными красителями – настоями трав, коры, листьев и шишек деревьев, болотной железной рудой. Льняную ткань, которая шла на рубахи, фартуки, головные уборы, не красили. Белое полотно украшали обычно красным геометрическим орнаментом, вытканным или вышитым. В древности красный цвет символизировал жизнь, а нанесенный орнаментом на воротник, нагрудный разрез, рукова, низ одежды служил оберегом. Он же играл существенную композиционную роль, объединяя части одежды в художественное целое. Полихромность присуща суконным и полусуконным тканям для поясной одежды, а также поясу. Тут вышивка почти отсутствует, а тканый узор отличается сочностью цветов, смелостью их сочетаний – красный, зеленый, синий, белый. Удачно используются в украшении костюма природные серебристые оттенки льна и шерсти. Со второй половины XIX в. с появлением анилиновых красителей и фабричных ниток палитра цветов дополнилась оранжевым, фиолетовым, голубым, малиновым, ярко-зеленым.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из полотняной рубахи, штанов, жилета. Рубаху носили навыпуск, подвязывали поясом, ноги обкручивали онучами, обували лапти, кожаные постолы, позже – боты. Головным убором была соломенная шляпа или валяная «магерка». Довершала ансамбль кожаная сумочка-«шабета», которую подвешивали через левое плечо или на пояс. Мужской костюм украшен скромно. В нем преобладал белый цвет, декор располагался на воротнике, разрезе рубахи и в первую очередь – броском и заметном разноцветном поясе с кистями.

Особенно высоким полетом фантазии и мастерства  отличается женский белорусский народный костюм. Его самобытность – это самобытность национального костюма белорусов в принципе. Так, важнейший предмет одежды – рубаха, которую носили в любом возрасте, при любом социальном и семейном положении, в будни и праздники, - вобрала в себя, как в фокусе, характерные конструктивные приемы и декоративные принципы белорусского костюма. В зависимости от кроя в женской рубахе выделяют три основных типа: туникообразная; с прямыми плечевыми вставками; с кокеткой. У отложного воротника, реже стойки, ткань присобиралась вокруг шеи, а спереди воротник завязывался красной ленточкой или застегивался на булавку или пуговичку; присобирался к манжете и низ рукава. Наибольшее внимание уделяли украшению рукавов, что связано с художественной тектоникой и пластикой костюма, а также с верой в магическую силу красного ромбического орнамента, который будто бы защищал руки от злых духов, придавал силу, необходимую в работе. Разнообразна поясная одежда белорусских женщин: многие виды юбок (андарак, полотняник, саян, летник), паневы, фартуки. Их кроили из нескольких прямоугольных полотнищ и богато украшали. Декоративный рисунок юбки и паневы – клетка, продольные или поперечные полосы в красных, сине-зеленых или серебристо-белых тонах.

Композиционно-орнаментальное решение фартука соответствовало решению рубахи и приводилось в гармонию с ней. Кроме того, фартук украшался кружевом, бахромой и был заметным элементом костюма. В женский, особенно праздничный, наряд входил также «гарсэт». Обычно он выглядел как короткая безрукавка, которая плотно облегала стан и делала фигуру стройной и женственной. Шили «гарсэт» преимущественно из фабричных тканей (бархат, парча, шелк) черного, голубого, малинового цвета, кроили с глубоким вырезом ворота и баской понизу, которая оформлялась оборками или клиньями, украшали нашитыми лентами, тесьмой, пуговичками.

Обязательным элементом комплекса был разноцветный, обычно с красно-зелено-белым орнаментом, пояс – тканый, плетеный или вязаный, с кистями, бахромой или помпонами. Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная прическа девушек – одна или две косы с вплетенными косниками, а головные уборы – перевязки вроде узких полотнищ («скиндачка», «шлячок»). Замужней женщине не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Отсюда большая сложность и разнообразие головных уборов. По своей конструкции она подразделяются на полотенчатые («намитка», «сярпанка», платок), рогатые («головочка», сорока, «рожки»), чепцовые («каптур», чепец). Самый распространенный и самый особенный убор – намитка. Она разнообразными способами обкручивалась вокруг головы на специальном каркасе, концы ее красиво драпировались на спине, а женский силуэт приобретал исключительную статность и величавость.

Повседневной обувью у женщин были лапти, праздничной – кожаные постолы и черные хромовые ботиночки.

Верхняя одежда у мужчин и женщин различалась мало. Ее шили из валяного некрашеного сукна (свита, сермяга, «латушка», бурка, «бурнос»), овчины (кожух, кожушок, «казачина»). Декоративностью в большей степени отличались праздничные свиты и кожушки, которые искусно кроили, украшали шнуром, аппликацией, вышивкой. Кожухи и кожушки были белые недубленые, позже – красно-охристые дубленые.

Костюм белорусов конца XIX –начала  XX в., своеобразное зеркало многовековой жизни народа, все его формы не были однородными, как не было однородным само селянство, расслоение которого на богатых и бедноту шло в этот период весьма интенсивно. Рост товарно-денежных отношений, массового отходничества, проникновение в деревню промышленных изделий размывали «жанровые» границы традиционного народного костюма. Как раз на пике своей классической уравновешенности он начал переживать значительные изменения. Да и внутренние законы самого искусства вызывали дальнейшие сдвиги, обновление эстетических оценок. Мощное влияние городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое использование искусственных красителей с его тенденцией к полихромности и расцвечиванию тканей и прочее пророчили коренное изменение народного костюма. Однако из-за отсталости материальной базы, низкого уровня жизни такие изменения произойти не смогли.

Только после Октябрьской революции, которая неузнаваемо изменила все сферы жизни, народная одежда белорусов вступила в качественно новый этап развития. Одни виды и составные части одежды вышли из употребления, а те, что сохранились, и возникшие стали удобными и отточенными. Наряду с льняными и шерстяными тканями распространились хлопковые, шелковые и др. Появились неизвестные ранее материалы, способы украшения. И мужской, и женский костюм стали богатыми, разнообразными, созвучными времени.

В 20-30-е годы XX в. многоцветье и яркость красок расширили область бытования на рубахи, фартуки, платки. Цветовая гамма одежды сделалась пестрее, сочетания цветов – смелее. Вместо чистых и глубоких оттенков начали применять переходные. Терялась семантика традиционного для Беларуси геометрического орнамента, все большее место отводилось растительным узорам. В строгую геометрию узорчатых тканей и вышивок врываются мотивы под названиями «ружы» (розы), «валошкi» (васильки), «незабудкi», «званочкi» (колокольчики), в кое-где появляются стилизованные изображения голубков, павлинов и прочие зоологические мотивы. Используя цветовые нюансы, мастерицы добиваются цвето-светотеневого эффекта, и к середине XX в. обозначается новый этап в развитии художественных средств белорусского народного костюма: плоский рисунок приобретает иллюзию объема.

Соответственно тому, с чем носили рубаху (а в середине XX в. блузу) в летнем женском костюме, выделяются четыре основных комплекса: с юбкой (андарак, полотняник) и льняным фартуком; с юбкой (андарак, полотняник), льняным фартуком и «гарсэтом» (носили его и отдельно); с юбкой (саян, андарак), к которой пришит лиф-«гарсэт», и льняным или ситцевым фартуком; с паневой (типа плахты или фартука-запаски), суконным фартуком, «гарсэтом» и поясом. Первые два комплекса известны по всей Беларуси, два других – в восточных и юго-восточных районах. Каждый из них по-своему отражает эволюцию костюма от древней некроенной одежды из прямоугольных полотнищ ткани к утонченным формам с богатой «инкрустацией» оборками, складками, вытачками, швами. В каждом также отпечатались особенности быта определенных историко-этнографических регионов, таких, как Западное и Восточное Полесье, Приднепровье, Центральная Беларусь, Понеманье, Наддвинье.

Комплексы имеют ряд разновидностей, которые воплощают стилистические принципы народного творчества в тех или иных уголках Беларуси. Это локальные разновидности и выделяются как отдельные территориальные строи. Они различаются только отдельными элементами костюма, характером украшения (техникой выполнения орнамента, его сюжетом, мотивами), колоритом, а также способами ношения частей костюма. Географические границы строев выражены не резко, поскольку в разные времена они менялись и зависели от уровня социально-экономического развития местности, природно-климатических условий, которые влияли на дифференциацию хозяйства, административного, церковного и частновладельческого деления территории, контактов с населением других национальностей и т. д.

Западное Полесье. Белорусское Полесье – неповторимый в природном и этнографическом отношении край, край песен и сказок, легенд и преданий, а костюм его – жемчужина белорусского народного искусства. Тут сохранились полные прелести и мудрости народные уборы, сама традиция одеваться в самодельную, художественно украшенную одежду. Именно в Полесье  локализуются художественные особенности явлений, неизвестных в других местах Беларуси. Так, только на Брестщине встречается тяжелая шерстяная юбка – «бурка», только тут еще в 30-50-е гг. нашего века молодухи накручивали «акалястые» (вышитые по краям) намитки – платы, а свахи на свадьбе наряжались в «рожки» или «кветки»  –  головные уборы с пучками крашеных перьев.

Кобринский строй отличается монументальностью и классической завершенностью форм, виртуозной разработкой орнамента, величием и стройностью (благодаря льняной намитке) женского костюма. Пинско-Ивацевичскому строю присущи простота форм, чистота линий и силуэта. Мотальский строй выступает вариантом Пинско-Ивацевичского. Отличается белизной и тонкостью холста, сдержанностью орнамента. Домачевский строй интересен стройностью и выразительностью приталенного силуэта, красочно-мажорной насыщенностью колорита. Малоритский строй примечателен архаичными элементами костюма и головных уборов, масштабностью пропорций, скульптурной ясностью ансамбля.

Восточное Полесье. Богатством средств художественного оформления костюма, разнообразием старинных и современных форм Восточное Полесье не уступает Западному. По образно-пластическим особенностям оно близко Центральной Беларуси и Приднепровью. Калинковичский строй – одна из вершин искусства белорусского народного костюма. Он торжественно-живописный и в то же время сдержанный, зачаровывает мягкой поэтичностью и утонченностью вкуса. Брагинский строй богат разнообразными формами поясной одежды и шейных украшений, использованием растительных узоров в орнаменте. Турово-Мозырский строй характеризует состояние национального костюма середины XX в. В нем много современных форм из ситца, сатина; цветовой гамме костюма присуща полихромность, вышитые гладью растительные узоры, создающие иллюзию объема. В Давыд-Городокско-Туровском строе раскрываются архаичные черты костюма местных уроженцев. Своеобразную фантастичность и представительность ему придавали оригинальные головной убор «головочка», «гарсэт», охваченный широким поясом, длинная юбка «сукня», сложные съемные украшения.

Приднепровье. Крупный водный путь по Днепру, этнографическое соседство трех братских народов – белорусов, русских и украинцев, взаимное обогащение культур способствовали появлению в Приднепровье смешанных типов костюма. Тут закрепились также неизвестные в других регионах техники узорного ткачества (закладная), вышивки (ажурная вышивка, тамбурный шов), прием «морщения» (собирание ткани в гофрированные складки). В орнаменте встречаются мотивы древа жизни, пальметты; вышивка красного или красно-черных цветов соседствует с ахроматической гаммой белого или черного узора на серебристо-белом фоне полотна.

Могилевский строй, в котором было два комплекса (рубаха, юбка и фартук; рубаха, юбка, фартук и «гарсэт»), украшен скромно и просто. Живописно повивались намитки и домотканые платки. Буда-Кошелевский строй отличается белым или черным цветом вышивок, интенсивной гофрировкой, ажурной вышивкой. Широкие рукава рубахи, недекорированный черный «гарсэт» создают эпичный и выразительный силуэт костюма. Краснопольский строй притягивает богатством композиционно-орнаментальных решений. Рубахи в нем кроились обычно с кокеткой, комплекс с юбкой и пришитым лифом напоминает сарафан. Неглюбскому строю присущи комплекс с паневой (типа плахты), общее впечатление от которого – дородство и стать. В девичий убор входила поясная «калышка», головной убор «кубак».

Центральная Беларусь. В центральнобелорусских строях ярче всего выявляется сдержанность и поэтичность национального костюма. Народные мастера чураются, избегают внешней эффектности и импозантности изделий, стремятся к внутренней цельности, готической монументальности и тонкой выразительности ансамбля.

В Пухавичском строе отображаются классически-традиционные принципы художественного решения костюма Центральной Беларуси: стройность и некоторая вытянутость линии фигуры, скупой, но содержательный декор. Гармоничную уравновешенность Копыльско-Клецкому строю придавали красный чепец, зеленый или темно-синий «гарсэт», радужные переливы андарака, простота и ясность орнамента. Образная система Слуцкого строя – в больших, как аистиное гнездо, головных уборах (замысловато накрученный платок), длинных черных «гарсэтах», в почти полном отсутствии тканого узора и вышивки. Вышивка не играет большой роли и в Вилейском строе, где народные мастера как можно полнее использовали природные свойства льна, сукна или покупных тканей. Заметными частями костюма тут были бархатный или шелковый чепец и суконный «бурнос». Ляховицкий строй поражает оригинальностью и живописностью женских головных уборов («подвичка», намитка или платок, украшенная пучками зелени, букетами цветов), сочными и насыщенными цветами андараков и юбок-выбиванок, разнообразными шейными, нагрудными и наспинными украшениями (бусы, ленты, образки).

Понеманье. Костюм Понеманья имеет много общего с центральнобелорусским. Наблюдается склонность, особенно в поясной одежде, к зеленому и васильковому цветам.  Костюм этого региона рано попал под влияние городской моды, что отразилось в специфике верхней одежды.

Волковысско-Каменецкий строй – пример исключительного соответствия кроя и отделки костюма человеческой фигуре. Динамичность и возвышенность художественного образа достигалась каскадом складок андарака, свитки и выбеленного холста намитки.  Примечательные детали Новогрудского строя – рубаха-«гарсовка», черный с фалдами баски «гарсэт», короткая облегающая куртка из белого сукна (жакетка). В отделке соблюдается своеобразный ритм и масштаб деталей. Мостовский строй соединяет сочность цветов темно-синего или малинового андарака с относительно бедной разработкой орнамента. Выразительная часть костюма – короткая куртка (разновидность свиты).

Наддвинье. В сравнении с другими регионами Наддвинье в меньшей степени сохранило старинные и традиционные формы одежды. Из-за географических и социально-экономических факторов тут в середине XX в. распространился костюм наподобие городского, а в выработке тканей – ручная набойка. Именно набойка существенно повлияла на образно-пластический и орнаментально-колористический лад костюма.  В строях наблюдается любовь к голубому цвету и мелкой клетке у поясной одежды. Основным был комплекс с пришитым лифом, в отдельных районах – сарафан. Обязательным компонентом женского костюма был фартук.

Дубровенский строй имел древний (с юбкой, льняным фартуком и курткой-безрукавкой из сукна с белым коленкором) и более поздний (с юбкой, пришитым лифом и поясом) комплексы. Красно-бордовый цвет вышивок часто дополняется голубым и желтым. Лепельский строй характеризуется сочетаниями белого, голубого, охристо-желтого и черного цветов в однотонных или пестротканых юбках, логичной композицией декора и ясной архитектоникой".
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

celicia_a: (Default)
celicia_a

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 06:39 am
Powered by Dreamwidth Studios